|
|
«Верь в ребенка,
Верь в себя-
И не навреди».
На мой взгляд, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями,
без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик.
Семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
• Социально-культурный ( зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
• Социально-экономический ( определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
• Технико-гигиенический ( зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
• Демографический ( определяется структурой семьи).
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется,
что решающую роль в его его эффективности на том или ином возрастномтапе играет семья,
призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
• Гармоническое развитие ребенка ;
• Забота о здоровье детей;
• Помощь в учении;
• Трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
• Помощь в социализации личности и ее самореализации;
• Формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
• Забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
• Развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
• Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
• Половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс,
во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Определяющими принципами в работе с родителями считаю;
взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. В основе системы положена
идея толерантного воспитания.
Цель работы: создать благоприятную атмосферу сотрудничества родителей,
учителей и учащихся.
Задачи:
- организовать изучение и обобщение передового опыта взаимодействия родителей и детей;
- формировать активную педагогическую позицию родителей;
- вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями;
- обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;
- создать благоприятный климат для взаимного внимания, заботы о семье родителях и детях.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи отношу:
• Информационная;
• Воспитательно-развивающая;
• Формирующая;
• Охранно-оздоровительная;
• Контролирующая;
• Бытовая.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать на «глазок» или ориентироваться
только на интуицию.Необходимо изучить семью ученика, понять его поведение и мотивы
поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров;
выявить воспитательные возможности семьи.
При этом использую комплекс психолого-педагогической диагностики: наблюдение;
беседы; тестирование;анкетирование; деловые игры; материалы детского творчества
и творчества родителей.Составляется акт обследование семьи, сопроводительная
карта ребенка и др. Диагностика в работе с родителями (полный пакет)
В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи разбиваю на 4 блока.
Цель использования методики |
Необходимая информация |
Методы и методики |
Изучение и сопровождение семьи
(предварительная и оперативная диагностика) |
Социально – демографическая характеристика |
Сочинение, рисунки (« Моя семья», «Мой выходной день».Описание своего генеалогического древа.
Сочинения родителей.Посещение семьи. Психолого-педагогическое консультирование. Методика незаконченных предложений.
|
Привлечение родителей к сотрудничеству со школой |
Информационные запросы родителей |
Анкета для родителей.Беседы. Дискуссионные собрания.Проведение «круглых столов»
|
Информативно – просветительская работа |
Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания. |
Анкетирование, наблюдение, беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, тренинги, практикумы… |
Внутришкольный мониторинг |
Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы |
Наблюдения, анкеты, методика незаконченных предложений… |
На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь
на следующих принципах:
• Гуманизм( полученная информация ни в коем случае не должна никому повредить);
• Валидность ( определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);
• Точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
• Надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
• Корректность (определяется качеством диагностического материала).
Свою работу я планирую таким образом, что при составлении основных программ
«Театр», «Программа трех «С», «Выбор профессии», «Профориентация»
особая роль отводиться родителям. В тесном сотрудничестве происходит
сближение интересов учеников, учителя и семьи. Происходит зарождение
традиций, которые продолжаются в течении всей учебы ребенка: поездки,
спектакли,соревнования,экскурсии,традиционные праздники, тематические
классные часы, совместный выпуск классных электронных газет. Привлекаю
родителей к классным делам. Они помогают шить костюмы, изготавливать
декорации к спектаклям, организовывать ярмарки.
Родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательного процесса
ребенка, при этом они являются свидетелями формирования характера своего
ребенка. Сотрудничество с родителями помогает решить много проблем.
Такая система способствует максимальному сближению интересов родителей,
учеников, учителей.
Тематические классные часы.
1. Адаптация ребенка в условиях обучения в среднем звене школы.
2. Первые проблемы подросткового возраста.
3. О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.
4. Влияние на здоровье учащихся компьютеров и сотовых телефонов.
5. «Суд над наркотиками». Предупрежден, значит вооружен.
6. Роль семьи в трудовом воспитании ребенка.
7. Выбор профессии.
8. Взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей.
9. Разрешение конфликтных ситуаций.
10. Будущая профессия моего ребенка.
11. У нас скоро экзамены!
|
|
|